Приобрести мои фотографии можно на нижеприведенных стоках:


www.fotolia.com
www.shutterstock.com
www.dreamstime.com
www.istockphoto.com
www.depositphotos.com
www.123rf.com
www.pond5.com

Путешествие из Москвы во Псков - третий день

Блог, Псков, Изборск

8 мая 2012 года – третий день путешествия

Утро третьего дня нашего путешествия практически ничем не отличалось от предыдущего, если не считать, что дождь прекратился и появилась надежда на хорошую погоду. В это утро я решил встать пораньше, чтобы тоже снять что-то интересное. Правда, солнце уже появилось над кронами деревьев, и снять предрассветное утро у меня не получилось. Ниже приведен один из утренних снимков.

Туманный рассвет на озере в Бугрово, автор фотографии Николай Приходько

Мы заказали в псковской  турфирме, организовавшей нам эту поездку, автобус с персональным гидом, поэтому после традиционно вкусного завтрака мы уселись в приехавший «Ford» и поехали на весь день знакомиться с псковскими и окрестными достопримечательностями.

По приезде в Псков к нам присоединилась Анна Новотроицкая (на фото ниже) – наш замечательный гид по Пскову, и экскурсия началась. Первым пунктом назначения был запланирован Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, по дороге к которому наш гид рассказала кратко историю псковской земли.

Экскурсовод Анна Новотроицкая, автор фотографии Николай Приходько

Псков и его и ближайший пригород, расположенный в 30 км к западу - город Изборск, являются одними из древнейших городов Руси, стоящих в одном ряду с городами, давно перешагнувшими тысячелетний рубеж, такими как Киев, Новгород, Полоцк, Ладога, Муром, Ростов, Смоленск и другие.

Земли современной Псковской области были заселены давно, и уже после отступления последних ледников здесь уже селились люди, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Со временем, когда климат становился более теплым, плотность населения стала возрастать. Коренными народами первого тысячелетия, населявшие эти территории, были фино-угорские племена. Позднее, в VI веке сюда приходят славяне, принесшие с собой свои ремесла, начавшие обрабатывать землю вдоль побережья Псково-Чудского озера и реки Великой. Так начинают формироваться торгово-ремеслянные центры – прообразы будущих городов.

Сегодня в Изборске ведутся обширные реставрационные работы накануне 1150-летнего упоминания Изборска в летописи.

Изборск упоминается в "Повести временных лет" за 862 год в связи с призванием на эти земли варяжских князей. Это было необходимо, чтобы прекратить междоусобицы среди местных князей. Город Изборск существовал и до этого упоминания его в летописи (VII - VIII вв) . По приданиям он назывался по имени местного князя Словенск, а позднее был переименован в Изборск по имени его старшего брата.

Псков упоминается более 1100 лет назад в первой русской летописи «Повести временных лет» под 903 годом в связи с женитьбой киевского князя Игоря на псковитянке Ольге, ставшей княгиней киевской.

Псков и Изборск всегда жили на воротах – на северо-западных рубежах Русского государства; эти города всегда являлись богатырскими заставами на северо-западе России, защищавшими пределы земли Русской.

С распадом Киевской Руси Псков и Изборск вошли в состав Новгородской феодальной вечевой республики. Первое время Псков активно участвовал в жизни Новгородской республики, помогал в сборе ополчения, но он всегда стремился к независимости, и впервые заявил о ней в первой трети XII века. В это время в Новгороде княжил один из представителей киевской великокняжеской династии князь Всеволод (в Крещении Гавриил), внук Владимира Мономаха. Но он не поладил с новгородцами, в результате чего его лишили княжеского стола, а псковичи пригласили его на княжество к себе, так как в Пскове существовал самостоятельный княжеский стол. Князь Всеволод-Гавриил принял приглашения Пскова, чем вызвал бурю негодования в Новгороде, и новгородцы даже собирали ополчение, чтобы пойти воевать город Псков. Но, пройдя полпути, вернулись обратно.

Княжил Всеволод Гавриил недолго, всего год, но за это время прославился как князь-строитель, благодаря тому, что привел в Псков свою строительную артель, и впервые с XII века в Пскове начинает вестись каменное строительство. Он возвел первый каменный храм во имя Живоначальной Троицы, на месте деревянного, времен равноапостольной Ольги. Псковичи очень тяжело восприняли смерть любимого князя. Мощи святого князя Всеволода покоятся в Троицком соборе.

И уже с этого времени взаимоотношения между двумя городами, Новгородом Великим и Псковом, можно рассматривать, прежде всего, как военный союз двух соседних княжеств. В этом союзе, безусловно, Новгород выступал в качестве старшего брата, так как и размеры новгородского княжества значительно превосходили псковское, которое занимало совсем небольшую площадь, протянувшись на 300 км с севера на юг и порядка 100 км с запада на восток.

С тех пор Новгород и Псков как два брата близнеца спина к спине стояли на защите рубежей Руси, защищая северо-западные пределы Русской земли от врагов: Новгород от шведов с севера, Псков от ливонцев с запада, от Литвы, иногда от поляков, а также от шведов.

Но бывали времена, когда Псков и Новгород не ладили между собой. Псков всегда стремился к самостоятельности и получил ее в XII веке, но закрепил юридически только в середине XIV века (1348 год) – «Болотовский договор».

Псков, находясь на северо-западных границах, на вечной передовой, всегда надеялся, прежде всего, на свои силы. Самой мрачной страницей истории не только псковской земли, но и всей Руси в целом явился XIII век. Повсюду дым, земля и пепел, как пишет русский летописец; для Руси этот век отмечен нашествием с юга монголо-татар, а для псковской земли другая напасть – по соседству с Псковом сформировалась мощная сеть крестоносных государств, и самым агрессивным из них был Левонский орден. И это соседство определяло всю обстановку на северо-западе Руси на долгие годы. Историки пытаются посчитать общее количество битв и сражений, выпавших на долю псковичей, сколько штурмов и приступов им довелось выдержать. Окончательной цифры конечно же нет, но в одном сходятся историки – известны 120 сражений и войн и 30 осад; каждый четвертый год лилась здесь русская кровь.

Псков, всегда рассчитывающий только на свои силы, создал уникальный явление – так называемый псковский щит, который во времена независимости псковской республики врагам пробить не удавалось. Суть этого щита заключалась в том, что со всех стратегически важных направлений Псков окружил себя городами-крепостями, так называемыми пригородами псковскими, которые сдерживали натиск врагов. Движущихся на Псков, давая тем самым возможность Пскову подготовиться к обороне. С юго-запада Псков защищали крепости Врев, Выбор, Велье, Опочка, Остров; с северной стороны крепость Гдов, с запада Изборск. И вся эта мощь псковского щита покоилась на твердыне каменного Изборска, который всегда был самым крупным и мощным пригородом Пскова.

С XIV века Псков завязывает отношения с Московским княжеством, которое в минуты опасности присылало сюда свои полки, чтобы противостоять левонцам. Именно это сдерживало левонцев, которые видели, что вступают в бой не только с Псковом, но и со всей землей Русской. Это способствовало заключению мирных соглашений, которые периодически ими же и нарушались. Конфликты возникали по самым разным поводам, перерастая в сражения. Так, часто причиной являлись споры по поводу мест для рыбной ловли на Чудском озере, но часто причиной нашествия левонцев являлись попытки насаждения католической веры.

Вплоть до начала XVI века взаимоотношения с Москвой строились на принципах независимости Пскова. Все изменилось одним хмурым зимним утором 12 января 1510 года, когда в Псков из Москвы явился думный дьяк, представитель великокняжеской администрации, Василий Третьяк Долматов. Собралось вече под стенами Троицкого собора, на котором дьяк объявил волю князя московского Василия III: вечу не быть, посадникам не быть, вечевой колокол снять. Сам Василий III находился с войском в Новгороде. В способе присоединения Пскова к Москве он опирался на уже имевшийся опыт присоединения Новгорода. Псковичи попросили на раздумье ночь. Наутро, 13 января 1510 года в последний раз собралось псковское вече и прозвонил вечевой колокол, на котором псковичи признали волю князя московского. После сняли вечевой колокол, побили его, как полагается хлыстом, затем отправили на подворье Святогорского монастыря, откуда он был свезен в Москву. О дальнейшей судьбе его сегодня ничего не известно.

Помимо удаления вечевого колокола и упразднения торговой площади, где проходило вече, Псков был обезглавлен: все самые социально активные жители города - посадники, купцы – все, кто решал судьбу города на вече, 300 семей псковских были переселены из Пскова в северо-восточные княжества.

И вот с января 1510 года псковская республика вошла в состав государства Московского, и история Пскова в дальнейшем уже рассматривается в контексте истории государства Российского. Присоединение Псковского княжества к Москве было необходимо из-за сложностей в централизации русской армии и ведения судопроизводства.

В течение XVI века происходит окончательное слияние псковского княжества с Российским государством. В этот период в Изборской крепости уже более не ведутся строительные работы, и она становится древней крепостью.

Вид на Изборскую крепость сегодня, автор фотографии Николай Приходько

Но западнее Изборской крепости строится новая Печорская крепость по последнему слову военной науки. И строится она не на пустом месте, а на основе существовавшего тогда уже здесь Печерского монастыря.

Вид на Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь  с фрагментом стены Печорской крепости, автор фотографии Николай Приходько

Об уникальности и святынях Псково-Пчерской обители можно рассказывать бесконечно. Стены монастыря, протяженностью 810 м, которые охраняют и укрепляют 11 сторожевых башен, возведены в период, когда наместником монастыря стал преподобный Корнилий – знаменитый устроитель и благоукраситель обители.

Судьба Корнилия печальна – он был обезглавлен посетившим в 1529 году монастырь Иоаном Грозным по ложному доносу завистников. И тут же, охваченный раскаянием царь подхватил тело преподобного на руки и понес его от ворот до стен Успенского храма. С тех пор эту дорогу, окропленную кровью преподобного, называю кровавой дорогой.

Кровавая дорога Псково-Печерского монастыря, автор фотографии Николай Приходько

С момента основания до настоящего времени Псково-Печерский монастырь ни разу не закрывался. С 1920 по 1940 годы он находился на территории буржуазной Эстонии. В начале 1960-х наместник архимандрит Алипий отказался выполнить приказ Советской власти о закрытии монастыря, пообещав Хрущеву, что будет держать осаду вместе с монахами и фронтовиками Великой Отечественной. И монастырь выстоял, благодаря стойкости и силе духа наместника.

В отличие от русской традиции возведения монастырей на возвышенностях, Псково-Печерский монастырь расположен в низине, от того так причудлив и необычен его рельеф. Центром монастыря является площадь перед Успенским храмом, в котором покоятся мощи преподобного мученика Корнилия. Рядом находится звонница и куранты, изготовленные в XVII веке монахом-самойчкой. Однако есть и версия, что куранты изготовлены мастером, изготовившим куранты московского Кремля. В пользу этой версии говорит и то, что печорские куранты являются уменьшенной в четыре раза копией московских, и они на 16 лет моложе кремлевских.

Площадь перед Успенским храмом в Псково-Печерском монастыре, автор фотографии Николай Приходько

Но безусловно главной достопримечательностью монастыря являются пещеры – старинный подземный некрополь, с которого в конце XIV века и начиналась обитель. В стенах семи галерей-улиц в специальных погребальных нишах находятся более 12 тысяч захоронений не только монашеской братии, но и представителей известных дворянских родов – Голенищевых, Кутузовых, Татищевых, Пушкиных, Мусоргских, Назимовых.

Четвертая пещерная улица – церковная – ведет к храму, внутри которого расположен ажурный бронзовый иконостас и беломраморный образ вознесения Христова, как символ грядущего воскрешения погребенных в святом месте, и напоминание всем ныне живущим о вечных ценностях христианского мира.

Сегодняшним наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря является архимандрит Тихон (Секретарев).

Архимандрит Тихон (Секретарев), автор фотографии Николай Приходько

Оставшаяся часть путешествия пришлась на непосредственно Псков – город со своим лицом и характером, с героическим военным прошлым, который в 2010 году по указу Президента России Д.А.Медведева получил звание города воинской славы.

Псков расположен на двух реках, Пскова и Великая. Поэтому и районы города называются Завеличье, расположенные за рекой Великой относительно Кремля, и Запсковье – за рекой Псковой, на ее правом берегу. Следует помнить, что ударение при произношении этих районов ставится на первом слоге, как не странно это звучит на первый взгляд.

Основной доминантой города является Троицкий собор, видный отовсюду, с какой бы стороны вы не подъезжали к городу.

При въезде в город с запада по Рижскому проспекту в сквере перед Рижской гостиницей расположился памятник княгине Ольге, который в народе ласково называют Зурабовной, так как подарен городу он был Зурабом Церители. Ольга изображена на нем воительницей, опирающейся одной рукой на меч, а другой на щит.

Центральной в городе является площадь перед Кремлем, которая всегда была главной площадью города, и в средневековье, и в настоящее время – площадь Ленина, на которой по-прежнему стоит памятник Ильичу, а за спиной расположилось здание Псковского государственного университета, получившего этот статус в 2005 году.

Памятник Ленину на площади Ленина в Пскове, автор фотографии Николай Приходько

Перед входом в Кремль расположена территория второго пояса обороны, называемая Довмонтовым городом (фото ниже), на территории которого было построено множество церквей, от которых остались только фундаменты. Довмонт – литовский князь, у которого возникли разногласия со своими соотечественниками и он вынужден был искать убежища в соседнем Пскове. Это произошло в XIII веке. Он пришел во Псков с дружиной в 400 воинов и со всем своим родом, и был принят псковичами на княжество, но при условии принятии православия. Он согласился и был крещен в Троицком соборе, получив имя Тимофей.

Довмонтов город, автор фотографии Николай Приходько

Князь Довмонт княжил в Пскове 33 года, и прославился своими боевыми заслугами, защищая пределы земли псковской: он провел восемь крупных сражений и ни одного не проиграл. Воевать пришлось с Литвой и немецкими рыцарями. Свои победы он ознаменовывал строительством храмов, количество которых впоследствии в XIV и XV в.в. достигло восемнадцати, и строились они за пределами Кремля, где уже в XIII веке располагался посад, куда был вынесен и княжий двор. В средние века это место становится духовным, культурным и культовым центром Пскова.

Захаб Псковского Кремля, автор фотографии Николай Приходько

В настоящее время Довмонтов город представлен в виде фундаментов храмов, которые были воссозданы благодаря археологическим раскопкам, произведенным в XX веке. Такое количество церквей на столь небольшом пространстве разместилось благодаря тому, что псковские церкви строились самыми маленькими и скромными на всей Руси, так как не до украшения церквей было псковичам, находившимся в постоянном состоянии войны; летописи даже говорят, что псковичи молились, не снимая кольчуги.

При входе в Кремль вначале попадаешь в так называемый «захаб» (фото справа), созданный для защиты крепостных ворот и уничтожения захватчиков. Далее следует вечевая площадь, куда на звук вечевого колокола приходили вольные псковичи, имевшие недвижимость в пределах крепостных стен вне зависимости от звания и сословия. Позвонить в колокол и собрать вече – главный законодательный орган – мог каждый пскович, только повод для этого должен был быть серьезным. Площадь вмещала порядка 300 человек. Главными вопросами, решаемыми на вече, были: выборы князя, выборы посадника, объявление войны, заключение мирного договора, отправка посольств, прием заморских гостей, сбор налогов, строительство крепостных стен и другие важные организационные вопросы.

Троицкий собор Псковского Кремля, автор фотографии Николай Приходько

Пройдя через территорию Кремля, попадаешь на смотровую площадку, где в средние века существовали ворота, которые поднимались и запирали город в случае опасности. Со смотровой площадки прекрасно видно место впадения реки Псковы (на фото справа) в реку Великую (на фото слева) и две башни, Плоскую и Высокую. Между башнями располагались так называемые Нижние решетки, которые преграждали путь вражеским ладьям, но позволяли свободно течь воде, а в верхнем течении Псковы находились подобные Верхние решетки.

Место впадения реки Псковы в реку Великую, автор фотографии Николай Приходько

В XVI веке протяженность псковской крепостной стены составляла 9,5 км., и город являлся одним из самых крупных не только на Руси, но и в Европе.

Аватар пользователя Н.Приходько
Автор: Н.Приходько / Ссылки:

Автором фотографий сайта является Николай Приходько. Все фотографии защищены авторским правом и любое их использование без согласия автора запрещено.



Мои самые продаваемые фотографии на Shutterstock: